9 июл. 2016 г.

Структура урока и управление вниманием студентов


         В эру современных технологий, пике популярности гаджетов и переизбытке информации преподавателям сложно удерживать внимание учащихся всех возрастов. Иногда складывается впечатление что студенты,особенно подростки,не могут усидеть на месте.  Методика,как вы знаете, диктует нам необходимую структуру урока- вводный,основной и заключительный этап, а как управлять вниманием подскажет психология и преподавательский опыт.
   На внимание студентов влияют несколько факторов- 
-внешние раздражители,которые отвлекают внимание(шум, гаджеты,другие студенты),
-наличие интереса и мотивации студентов,
-предпочитаемый стиль обучения. 
   На большинство из этих факторов преподаватель может повлиять. Как же проводить урок чтобы удерживать внимание обучаемых на всех стадиях урока?


     Начало урока (от 5 до 15 минут)- очень ответственный момент, задача которого сфокусировать внимание студентов. Конечно, если вы работаете с мотивированным взрослым, то больших  проблем с вниманием скорее всего не возникает. А что если это группа подростков? Или студент,у которого интерес к обучению не явно выражен?
 Тогда позаботьтесь о  интригующем начале урока. Здесь на помощь придут:

- картинки,отражающие суть  предстоящей  темы урока  (студенты могут догадаться о чём будет сегодняшний урок). Например



Данное фото может соотвествовать теме- Innovation, Future, Modern architecture etc.  
Это проверенный эффективный  способ потому что большинство студентов лучше всего воспринимает информацию через визуальный канал. Используйте картинки настолько часто насколько это возможно на уроке.

-       цитаты могут вызвать сильный эмоциональный отклик у студентов. Вместе с тем помогут привлечь внимание студентов к теме. Например, 



-       заинтересованность самого преподавателя в том что мы сегодня изучим является весомым моментом.Если вы устали, раздражены, вам скучно,то не ждите что студенты будут проявлять энтузиазм. Настрой преподавателя передаётся и студентам.

-       Важно сообщить каким практическим навыкам и умениям студент научатся на данном уроке. Ничего так не увеличивает мотивацию студентов и следовательно их внимание как понимание важности изучаемой темы.

 Если тема урока не новая,тогда задача преподавателя помочь студентов актуализировать знания,полученные на прошлом уроке.


  Чтобы удерживать внимание студентов в основной части(от 30 минут и больше в зависимости от продолжительности урока),необходимо использовать такие приёмы:

-       время от времени меняйте  темп и громкость голоса чтобы привлечь внимание студентов

-       практически невозможно обойтись  без закрепления грамматики и лексики в безопасном контексте (заполнение пропусков,подстановка,drag and drop),однако  можно  варьировать задания,сокращать их при необходимости,вводить в них игровой или соревновательный момент.

-       “необходимые” темы перемежать “интересными”. Например,вам предстоит изучать тему окружающая среда,которая интересна далеко не всем взрослым,а тем более подросткам. Поверните дискуссию в сферу интересов студентов-"What will the Earth be like in 50 years?”, “If our planet will be destroyed by mankind,will you move to Mars?” etc.

-       если встречается материал,который является сложным для группы или для отдельных учащихся, попробуйте немного упростить его. Например, введите больше новых слов перед чтением,дайте образец чтения слов или предложений в записи, дрилльте новые выражения, обеспечьте визуальную опору лексике.

-       сократите TTT потому что это может придать монотонности и лекционного стиля уроку. Не говорите за студента то,что он может сказать сам. Не спешите сообщать ему дефиницию слова- дайте слово в контексте и с помощью наводящих вопросов помогите самому студенту проанализировать лексическую единицу. Например,

    “If you are thirsty, do you want to eat or to drink?”
    “When do people go to honeymoon?”  etc

      При изучении грамматики не пропускайте стадию elicitation и сокращайте стадию explanation. Помогите с помощью контекста и вопросов студенту самому сделать выводы и форме и значении грамматической структуры. Долгие монотонные объяснения преподавателя- неэффективная трата драгоценного времени на уроке и хороший способ усыпить студента.
      
   -обеспечьте студенту передышки, так называемые “cool downs”. После задания,требующего напряжения,добавьте что-то легкое- небольшая персонализация в рамках темы, игра, просмотр фрагмента видео для обсуждения или прослушивание песни с пропусками для заполнения. Для малышей обязательно физкультминутка.  Это поможет снять напряжение студентам,а затем снова включится в работу.


    В книге  BrainSMART: 60 Strategies for Increasing Student Learning  автор предлагает для удержания внимания презентовать новую информацию частями длительность. примерно  8 минут. Для младших учащихся на пользу пойдёт даже меньшее по времени введение. В книге используется акроним  CRAVE для обозначения 5 стратегий удержания внимания: 
С-curiosity,
R-relevancy to students’ lives, 
A-ask questions to engage,
V-variety, 
E-emotions.  

  То есть,необходимо повышать любопытство студентов к уроку за счёт “тизеров”, пытаться приблизить тематику урока к реальной  жизни студентов, задавать вопросы чтобы вовлечь студента в учебный процесс,вносить разнообразие в урок,пробуждать эмоции.
  Рекламщики используют некоторые из этих стратегий  так что мы тоже можем у них поучится как привлекать и удерживать внимание.


     В психологии есть такое понятие как “эффект Зейгарник”, суть которого в том что прерванные действия всегда запоминаются лучше чем завершенные. Вспомните как вы ждёте очередную серию любимого сериала. Весь секрет в недосказанности. Люди стремяться к завершению начатых дел и удерживают их в активной памяти.
    Мы также можем воспользоваться этим эффектом для поднятия мотивации и удержания внимания. В большинстве современных учебников есть небольшие истории,которые начинаются в тексте для чтения,а завершаются в тексте для аудирования. Что если ознакомиться с началом,вызвать интерес за счёт вопросов на антиципацию:
(What do you think will happen? Who murdered Mr.Travis? Will they get married?),а на следующем уроке студенты узнают чем завершится история. Конечно,часто прибегать к этой стратегии не получится,но время от времени её использование возможно в рамках урока.


  Заключительный момент (от 3 до 6 минут) также является важным в структуре урока. На этом этапе также можно управлять вниманием студентов. Подведение итогов необходимо для того чтобы кратко резюмировать изученное на уроке и тем самым помочь студенту закрепить в памяти полученную информацию и для того чтобы продемонстрировать прогресс. Стратегии завершения урока:

-       просуммируйте изученное на уроке

-       озвучьте какие задачи достигнуты студентами и самое главное как  соотносятся с реальными потребностями студентов,насколько практичными они являются. Не просто "We’ve learnt today “be going to” and listened to a dialogue”, а сделать фокус на  практическом применении  Now you can talk about your plans using “be going to” and tell people about your next holiday)

-        похвалите студента за хорошую работу,дайте фидбек над чем ещё нужно поработать. Помните положительных моментов должно быть озвучено больше,чем отрицательных.

-       можно кратко сообщить что будет изучаться на следующем уроке чтобы заинтересовать студента и “включить”  режим ожидания.

-       задайте домашнее задание. При чём можно рассмотреть или кратко рассказать о чём оно будет. Если это что-то креативное, то студенты успеют заинтересоваться, а незавершенность этого действия будет их побуждать выполнить задание.


Более подробно об отвлекаемости и удержании внимания студентов http://www.philica.com/display_article.php?article_id=420