15 апр. 2016 г.

Общение между студентом и преподавателем в рамках коммуникативного подхода

Хороший преподаватель обладает многочисленными характеристиками и умениями,который он оттачивает годами и большую нишу занимает умение эффективно общаться со студентом. Ведь хороший преподаватель- это прежде всего хороший психолог.


Как изменилась роль преподавателя в коммуникативном подходе?


 Известные методисты Брин и  Кендлин  описывали роль преподавателя в нескольких  аспектах:  (Approaches and Methods in Language Teaching. Jack C. Richards and Theodore S. Rodgers)


- облегчать процесс общения в группе(если мы говорим о групповом обучении)  -организовывать процесс обучения (подбирать программу и  материалы)
-выступать наблюдателем (определять  потребности студентов,их трудности)
-направлять студентов, предоставляя им достаточно самостоятельности, стимулировать их мыслительную активность,давать фидбек,поощрять. Главное правило здесь, не сообщать студенту то о чём он может додуматься сам.


То есть он стал более student-centered. В центре не преподаватель,его долгие объяснения и жёсткое руководство всем процессом (достаточно вспомнить ваши школьные уроки).


 В грамматико-переводном  методе источником получения новых знаний был преподаватель,которые вдавался в долгие пояснения грамматической структуры.
Преподаватели в коммуникативном методе стараются использовать такой приём как eliciting и не говорят студентам то,что они могут сказать сами.


Пример eliciting


- После разминки необходимо повторить пройденное и продолжить изучение. Преподаватель не поясняет заново,а задаёт вопросы чтобы студент сам проговорил то что он помнит.
   
-можно задавать наводящие вопросы чтобы объяснить грамматическую структуру или  слово.
Sentence: They have been married for 10 years.
Teacher: When did they get married?   Student: 10 years ago
Teacher: Are they still married?    Student: Yes,they are
Teacher: So it’s an action which started in the past and still continues.


  
Что говорят студенты о хорошем преподавателе?


“Он должен делать уроки интересными,чтобы не засыпать”
“Она должна любить свою работу. И если это так, то уроки становятся более занимательными.”
“Мне нравится когда преподаватель проявляет свои  личностные характеристики,а не прячет их от студентов.”
“Мне нравится преподаватель,который имеет широкий спектр знаний,не только о своём предмете”
“Он должен уметь исправлять ошибки,не задевая личность студента”


Студенты об идеальном преподавателе



Мнение у студентов разное, но методом исследования групп преподавателей Салли Браун и  Дональд МакИнтайр в книге  Making sense of teaching пришли к выводу:


преподаватель,которого любят студенты , заботиться о том как проходит учебный процесс и  усвоение знаний.


в процессе взаимодействия требуются не сколько отточенные коммуникативные навыки,какие то специальные психологические приёмы, а умение сопереживать (эмпатия),сочувствовать, проявлять интерес к студенту.


Ключевые элементы,который представляет чрезвычайную важность при взаимодействии со студентами- это уважение и внимательность к студентам. Исследования (1984,Ходсон) показали что эмпатия очень тесно связана с установлением хорошего контакта на уроке. Проявление уважения и создание позитивной атмосферы на уроке помогают преподавателю завоевать доверие студента, в свою очередь увеличить мотивации.


Некоторые приёмы для установления хорошего взаимодействия преподавателя и студента:


-проявляйте энтузиазм к процессу обучения и к его содержанию. Преподаватель,который любит свою профессию, мотивирован,полон энергии и желания воплощать свои творческие идеи. Этим позитивом он заряжает  студентов.


- пользуйтесь вербальными и невербальными способами демонстрации позитивного отношения к студентам. Например,  зрительный контакт, улыбка, кивки головой когда студент говорит правильно или просто изъясняется, называйте чаще студента по имени,хвалите и поддерживайте его.


--искренне интересуйтесь личностью студента
Используйте персонализацию- старайтесь большинство тем подводить к обсуждению мнения студента,его предпочтений. Изучите интересы студента и старайтесь подбирать некоторые задания с учётом этих знаний. Заинтересованность студента будет способствовать установлению положительного контакта,а также повышению его мотивации.
Покажите свою заинтересованность результатами обучения.


-отмечайте его прогресс, поддерживайте и хвалите студента. Избегайте чрезмерных исправлений,так как это может негативно сказаться на самооценке студента.


- будьте терпеливы и доброжелательны,
Не показывайте раздражения, даже если студент делает одну и ту же ошибку. Избегайте командного тона и выражений: “Я уже говорила”, “Я уже несколько раз повторила”, “Ну что ж вы никак не запомните”. Не давайте никаких оценочных суждений.


  • спрашивайте фидбек студента чтобы улучшать ваш урок и делать его эффективным для студента. В книге Recipes for tired teachers by Christopher Sion предлагаются такие методы как Feedback bottle  и  Thinking and feeling. Студенты представляют что оказались на необитаемом острове и единственный способ коммуницировать-это записка в бутылке,которую они бросят в море. Они пишут свой отзыв об уроке на листе бумаги в форме бутылки и бросают их во фронтальную часть класса. И второй способ- на одной стороне изображение сердца и студентов просят вписать What do you think of the course( lesson)?, а с обратной стороны изображение головы, в которое их просят вписать What do you think of this course(lesson)?
 

Ресурсы


Видео
What makes a great teacher?   




How to improve your communication skills




How to become a brilliant teacher




Статьи


О роли преподавателя


Статьи об эффективной коммуникации преподавателя и студента
Fleming, N. (2003) Establishing rapport: Personal interaction and learning. IDEA Paper   http://ideaedu.org/wp-content/uploads/2014/11/IDEA_Paper_39.pdf








Книги
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам  http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm


Marion Williams, Robert L. Burden Psychology for Language Teachers.


Sally Brown, Donald McIntyre. Making Sense of Teaching.















Комментариев нет:

Отправить комментарий