Коммуникативный подход признаёт важность такого подвида речевой деятельности как грамматика, однако предлагает изучение грамматики в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности и с упором на практичные навыки. Например, изучаем be going to для того чтобы рассказать о своих планах на будущее.
Коммуникативный подход предполагает активное вовлечение студента в процесс изучения грамматики,многие правила студенты вырабатывают сами (индуктивный подход).
В отличии от него в грамматико-переводном методе:
-главное внимание уделялось форме грамматической структуры,а не её содержанию
-изучение грамматики происходило посредством изучения и применения правил,которые сообщал преподаватель (дедуктивный метод)
- грамматические явления представлялись и практиковались только на уровне предложения в отрыве от контекста. Основная практика- это переводные предложения.
Как следствие студенты хорошо знают правила,но совершенно не умеют их применить в речи.
Есть несколько моделей изучения грамматики:
PPP (presentation-practice-production) model
TBLT(Task-based learning)
В первой модели грамматика изучается небольшими порциями и постепенно. Беглость развивается после точности. Эта модель представлена в большинстве современных учебников и её преимущество в том что она позволяет преподавателю контролировать контент занятия. Процесс представляет собой последовательные чётко спланированные шаги- презентация грамматической структуры и её анализ студентами, контролируемая практика и свободное оперирование грамматическим явлением.
Во второй модели преподаватель не может заранее составить четкий план урока так как после выполнения студентами коммуникативного задания,преподаватель оценивает языковые трудности учащихся и фокусируется на них. Это позволяет делать процесс обучения более индивидуальным и творческим.
Однако у этой модели также есть недостатки- по какому критерию преподавателю следует отбирать задания, является ли порядок введения грамматических структур эффективным?
Более подробно можно почитать здесь
Методисты сходятся в одном- грамматику лучше представлять студентам в связном контексте и также не сообщать готовые правила,а способствовать тому чтобы студенты,анализируя незнакомые им грамматические явления,сами делали выводы об их форме и употреблении.
Как эффективно работать с грамматикой:
- Презентовать грамматические структуры на основе текстов.
В книге Functional Grammar ESL Classroom by Graham Lock and Rodney Jones авторы предлагают несколько способов работы с грамматикой- comparing,sequencing, gap filling,reconstructing,elaborating transforming. Это не просто типы упражнений,а способы,сфокусированные на презентации грамматических структур различными путями в тексте. Например,при работе с gap-fiiling (это не упражнение на заполнение пропусков,которое кстати данные методисты подвергают критике так как оно вырвано из контекста и не связано с речевой ситуацией) преподаватель хочет выбирает текст и убирает из него некоторые случаи употребления ключевого грамматического явления,заменяя их пропусками(или картинками на начальных уровнях). Студенты заполняют пропуски как могут,затем сравнивают с оригинальным текстом и анализируют форму и значение грамматической структуры,почему она уместна в данном контексте. После этого обучаемые составляя подобный текст,употребляют новую структуру.
2. Презентовать грамматику на основе иллюстраций, шуточных диалогов
Также можно использовать иллюстрации и шутки, как в учебнике Teaching-grammar-creatively by Gunter Gerngross.Herbert Punchta and Scott Thornbury
3. Представлять грамматические явления на основе ситуаций
Также презентовать грамматику на основе ситуации, как в этом видео
Единственным недостатком такой презентации является то что достаточно много времени говорит преподаватель.Он также использует elicitation questions,однако студенты испытывают затруднения так как они не видели структуры в контексте.
4. Использовать полезные техники sorting,matching,mulptiple choice,guided questions.
Студентам не под силу самим анализировать новую структуру,в этом их должен направлять преподаватель используя вышеперечисленные техники.
Примеры есть в этом видео
5.Подходить к практике творчески
На этапе практики можно не только использовать знакомые нам подстановочные упражнения,можно подойти более творчески. Например,использовать грамматические игры
Intermediate_Grammar_Games
6.Способствовать использованию новой грамматической структуры в речи
Также очень важно способствовать использованию новой грамматической темы в речи студента. Это может быть персонализированное говорение -студент рассказывает о каком-то случае из своей жизни или описывает ситуацию,в которой он находится сейчас и так далее,закрепляя в речи грамматическую структуру.
Что посмотреть:
Пример урока по грамматике (PPP approach)
Также преподаватель эффективно использует elicitation techniques и проверку инструкций.
Что почитать:
Более подробно про изучение грамматики в различных методах можно почитать
Интересные идеи презентации грамматики, grammar stories как их назвал автор https://miladakrajewska.wordpress.com/grammar-stories/
Готовые планы работы с большинством грамматических структур, с описанием как их представить и практиковать, с возможными проблемами и концептуальными вопросами можно найти у Teaching English Grammar Jim Scrivener
Комментариев нет:
Отправить комментарий