24 апр. 2016 г.

Как эффективно преподавать грамматику?


Коммуникативный подход  признаёт  важность такого подвида речевой деятельности как грамматика, однако предлагает изучение грамматики в тесной взаимосвязи с другими видами речевой деятельности и с упором на практичные навыки. Например, изучаем be going to для того чтобы рассказать о своих планах на будущее.
  Коммуникативный подход предполагает активное вовлечение студента в процесс изучения грамматики,многие правила студенты вырабатывают сами (индуктивный подход).
  В отличии от него  в грамматико-переводном  методе:
-главное внимание уделялось форме грамматической структуры,а не её  содержанию
-изучение грамматики происходило посредством изучения и применения правил,которые сообщал преподаватель (дедуктивный метод)
- грамматические явления  представлялись и практиковались только на уровне предложения в отрыве от контекста. Основная практика- это переводные предложения.  
Как следствие  студенты хорошо знают правила,но совершенно не умеют их применить в речи.

  Есть несколько моделей изучения грамматики:
PPP (presentation-practice-production) model
TBLT(Task-based  learning)


В первой модели грамматика изучается небольшими порциями и постепенно. Беглость развивается после точности. Эта модель представлена в большинстве современных учебников и  её преимущество в том что она позволяет преподавателю контролировать контент занятия. Процесс представляет собой последовательные чётко спланированные шаги- презентация грамматической структуры и её анализ студентами, контролируемая практика  и свободное оперирование грамматическим явлением.


 Во второй модели преподаватель не может заранее составить четкий план урока так как после выполнения студентами коммуникативного задания,преподаватель оценивает языковые трудности учащихся и фокусируется на них. Это позволяет делать процесс обучения более индивидуальным и творческим.
Однако у этой модели также есть недостатки- по какому критерию преподавателю следует отбирать задания, является ли порядок введения грамматических структур эффективным?
 Более подробно можно почитать здесь
 
  Методисты сходятся  в одном- грамматику лучше представлять студентам в связном контексте и также не сообщать готовые правила,а способствовать тому чтобы студенты,анализируя незнакомые им грамматические явления,сами делали выводы об их форме и употреблении.


Как эффективно работать с грамматикой:
  1. Презентовать грамматические структуры на основе текстов.


 В книге Functional Grammar ESL Classroom by Graham Lock and Rodney Jones авторы предлагают несколько способов работы с грамматикой- comparing,sequencing, gap filling,reconstructing,elaborating transforming. Это не просто типы упражнений,а  способы,сфокусированные на презентации грамматических  структур различными путями в тексте. Например,при работе с gap-fiiling (это не упражнение на заполнение пропусков,которое кстати данные методисты подвергают критике так как оно вырвано из контекста и не связано с речевой ситуацией) преподаватель хочет выбирает текст  и  убирает из него некоторые случаи употребления ключевого грамматического явления,заменяя их пропусками(или картинками на начальных уровнях). Студенты заполняют пропуски как могут,затем сравнивают с оригинальным текстом и анализируют форму и значение грамматической структуры,почему она уместна в данном контексте. После этого обучаемые составляя подобный текст,употребляют новую структуру.
   
2. Презентовать грамматику на основе иллюстраций, шуточных   диалогов


  Также можно использовать иллюстрации и шутки, как в учебнике  Teaching-grammar-creatively by Gunter Gerngross.Herbert Punchta and Scott Thornbury


 
3. Представлять грамматические явления на основе ситуаций
Также презентовать грамматику на основе ситуации, как в этом видео



Единственным недостатком такой презентации является то что достаточно много времени говорит преподаватель.Он также использует  elicitation questions,однако студенты испытывают затруднения так как они не видели структуры в контексте.


4.  Использовать полезные техники  sorting,matching,mulptiple choice,guided questions.
 Студентам не под силу самим анализировать новую структуру,в этом их должен направлять преподаватель используя вышеперечисленные техники.
Примеры есть в этом видео





5.Подходить к практике творчески
 На этапе практики можно не только использовать знакомые нам подстановочные упражнения,можно подойти более творчески. Например,использовать грамматические игры

Intermediate_Grammar_Games


6.Способствовать использованию новой грамматической структуры в речи
  Также очень важно способствовать использованию новой грамматической темы в речи студента. Это может быть персонализированное говорение -студент рассказывает о каком-то случае из своей жизни или описывает ситуацию,в которой он находится сейчас и так далее,закрепляя в речи грамматическую структуру.


Что посмотреть:
Пример урока по грамматике (PPP approach)



 Также преподаватель эффективно использует elicitation techniques и проверку инструкций.


Что почитать:
Более подробно про изучение грамматики в различных методах можно почитать
  
  Интересные идеи презентации грамматики, grammar stories как их назвал автор https://miladakrajewska.wordpress.com/grammar-stories/

Готовые планы работы с большинством  грамматических структур, с описанием как их представить и практиковать, с возможными проблемами и концептуальными вопросами можно найти у  Teaching English Grammar Jim Scrivener

Комментариев нет:

Отправить комментарий