Чтение помогает студентам расширять словарный запас, изучать лексику или грамматику в связном контексте,развивает логическое мышление,память,навык обобщения,предвосхищения событий.
Чтобы чтение текста было эффективно и помогала достигать вышеперечисленных целей, необходимо соблюдать следующие приёмы:
1.Вызвать интерес у студента и потребность в прочтении. Преподаватель должен сделать всё чтобы студент захотел прочитать текст. Это легче всего сделать в так называемых pre-reading tasks.
Например,задания на предвосхищение и обсуждение личного опыта студента.Преподаватель привлекает внимание студентов к заголовку и спрашивает о чём может быть данный текст.
Если текст о каком то жанре музыки,то мы можем в начале проиграть небольшой отрывок и спросить мнение студентов.
Преподаватель может увлечь студентов,апеллируя к их опыту и знаниям в определенной области. В своей книге Jeremy Harmer “The Practice of English Langauge” И предлагает такое задание:
Студенты заполняют колонки на предтекстовом этапе, а затем читают и проверяют.
2.Чётко сформулировать задание и дать инструкцию чтобы направить внимание студента. Если инструкции звучит “Read the text” и не говорится для чего читать, чтение не будет иметь смысла и не принесёт ожидаемых результатов. Пример правильной инструкции “Read the text quickly and check your ideas” или “Read the text for 5 minutes and think what is the best title for it”.
3.В некоторых случаях можно ввести несколько сложных слов,особенно если они часто встречаются. Но в современной методике студенты учатся догадываться о значении слова по контексту. Преподавателю необходимо провести подготовительную работу и пояснить студенту что необязательно досконально понимать содержание всего текста на первом этапе,достаточно общее понимание,к тому же понимание слов из контекста- очень ценный навык.
4. Когда мы работаем с чтением, то мы развиваем какое то из умений,либо сочетаем несколько сразу. Чаще всего reading for gist(skimming) и reading for detailed comprehension. Главное,на что обращаем внимание - это то что неподготовленное чтение не читается вслух. Это очень тяжело для студента,которые не знает произношения многих новых слов.
Между переходами от одного вида к другому можно обратить внимание на проработку лексики.
5.Контролировать общее понимание текста.Типичные задания на этом этапе:
общие вопрос(ы) (обычно не больше трёх)
заполнение таблицы, суммирующей или парафразирующей информацию, данную в тексте
дать название тексту или его параграфам,подобрать картинки к параграфам
Для детального понимания текст читается во второй раз и измененной инструкцией. Примеры заданий:
детальные вопросы,часто включающие “почему”,”по какой причине”
true/false statements
исправление неверных утверждений по тексту
тест множественного выбора
6. На финальном этапе работы с текстом использовать продуктивные задания,такие как role-play, дебаты по теме прочитанного, персонализированные вопросы (“Have you ever had any problems when you travelled?”). Также студент может высказать своё мнение по поводу прочитанного,дополнив предложения:
What I found the most interesting about the text was….
What I found the most shocking about the text was….
What I found the most boring about the text was….
Такие предложения для опоры- это хороший вариант для не очень разговорчивых студентов.
Можно включить творческие задания на дом- “Write an alternative ending of this story”
7. Прививать интерес к чтению(extensive reading).
Не ждите что студенты сами начнут читать адаптированные книги. Преподавателю необходимо убедить их читать,объясняя какую пользу извлечёт студент и подобрать книгу для чтения,которая соответствует его интересам.
Как преподавателю контролировать прочтение?
Он может установить определенный срок,когда студент кратко рассказывает о прочитанном. Если вы работаете в группе,то можно выделить часть урока ,на котором студенты могут поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Или же если в группе много студентов, то можно попросить их вести читательский дневник,куда они будут записывать содержание прочитанного, своё мнение о героях или их поведении, возможно выписывать новые слова.
Что посмотреть:
Пример урока по чтению.How to teach a reading skills lesson
Как работать с чтением :
Что почитать:
Идеи скаффолдинга,применимые при работе с текстом
Идеи передтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий http://www.readingrockets.org/article/103-things-do-beforeduringafter-reading
Как сделать чтение более коммуникативным
Чему мы в действительности учим студентов при работе с чтением http://clic.es/teaching-english/actually-teaching-students-reading-lesson/
Теоретический материал (например,психолингвистика чтения) и практический( техники работы с чтением, возможные проблемы)
Сhristine Nuttall Teaching Reading Skills in a Foreign Language (3rd Edition) (Macmillan Books for Teachers Series) (ELT)
http://www.amazon.co.uk/Teaching-Reading-Language-Macmillan-Teachers/dp/1405080051?ie=UTF8&s=books&qid=1207042269&sr=1-1
Практические задания,которые сделают урок по чтению более эффективным.
Françoise Grellet Developing Reading Skills: A Practical Guide to Reading Comprehension Exercises (Cambridge Language Teaching Library)
Дополнительные тексты для чтения(extensive reading). По каждой теме представлены тексты по трём уровням- beginner,intermediate,advanced
Liz Driscol. Reading extra A Resource Book of Multi-Level Skills
http://www.cambridge.org/us/cambridgeenglish/catalog/skills/reading/reading-extra/reading-extra-a-resource-book-multi-level-skills-activities-spiral-bound
Книги для самостоятельного прочтения студентами,по уровням. Ко многим к ним в комплекте может быть CD с озвучкой текста.
Издательство Oxford
Издательство Macmillan
Комментариев нет:
Отправить комментарий