27 мая 2016 г.

Как развивать навыки говорения?

      Говорение часто является очень сложной задачей для изучающих иностранный язык,так как необходимо активно  использовать лексику (намного легче узнавать её в тексте),оперировать  грамматическими структурами в речи сложнее,чем на письме.
   Очень часто студенты обращаются к преподавателям с просьбой больше говорить на уроках. Однако разговорный урок- это не просто беседа по душам,это не чтение текста вслух, не ответы на вопросы по содержанию текста, не зачитывание ответов выполненного грамматического задания. Это продуктивная деятельность,цель которой практиковать и закреплять в речи изученные языковые структуры, развитие беглости речи.
  У такого урока должна быть чёткая структура,соответствующие задания для развития беглости,спонтанности, активного лексического запаса,правильного произношения.
   Скотт Торнбери сравнил навык говорения с навыком вождения автомобиля  или игрой на музыкальном инструменте  так как чем больше навык тренируется, тем успешнее владение им.

Как же правильно развивать навыки говорения?


1. Несмотря на долю кажущейся спонтанности урок, направленный на развитие навыков говорения, должен быть хорошо подготовлен и иметь чёткие цели. Начинающему преподавателю стоит заранее продумать как сделать инструкции очень чёткими, как повысить  интерес к заданию,сколько времени дать студентам на подготовку,какие проблемы могут возникнуть:  А что если они не будут говорить из-за неуверенности или языкового барьера? А если тема не будет для них интересной?
 Скривенер писал о так называемом talk-talk loop,когда преподаватель не может вызвать отклик у студентов и отвечает сам на свой же вопрос.
 Поэтому преподаватель,во первых должен набраться терпения,а во-вторых иметь  в запасе  дополнительные вопросы и задания.

 2.   Кларк и Силберштейн утверждали что задания на уроке иностранного языка  должны идти параллельно  “реальному миру” насколько это возможно. То есть должны быть аутентичными- должны нести лингвострановедческую информацию, примеры использования языка в живой речи (сокращения,фразы для выражения сомнения, заполнители пауз и т.д.). 
  В реальной жизни мы обычно общаемся  с собеседником или группой людей и следовательно при работе с говорением,если возможно,делаем упор на работе в парах или минигруппах. Это способствует повышению мотивации учащихся, снижению стресса при говорении, повышению уверенности и развитию беглости лучше,чем при работе только с преподавателем.

3.  Следует помнить и о роли преподавателя как фасилитатора учебного процесса,старающегося развивать автономность студентов. Мы не говорим вместо студента то что он может сказать сам. Но можем помочь ему,используя технику Scaffolfing-  более компетентный спикер помогает более слабому,поощряя его и обеспечивая возможными элементами  разговора.Выполняя функцию строительных подмостей вокруг  строящегося здания, преподаватель помогает студенту выстраивать структуру монолога.

Например, студент пытается рассказать преподавателю об  extreme ironing.
Student: It’s like sport
Teacher:Uh-huh
Student:...but is with “eye ron”
Teacher: With an iron?
Student:Yes. They..er..
Teacher:What do they do?
Student:They use “eye rons” in extreme places
Teacher:Ha- irons in extreme places? Where?
Student:Like onto a mountain.
Teacher:On a mountain!

4.  Развивать диалогическую речь студентов. Этапы работы с диалогом


 Также можно использовать дриллы для развития беглости речи. Как уже указывалось выше говорение- это сложное задание. Чтобы увеличить беглость желательно потренировать отдельные части диалога в медленном темпе.

 Пример 1.повторяя ключевые фразы диалога.
S  Can I help you?
A   Yes, what size is this shirt?(repeat)
S   Let's see. A small. What size do you want?
A   A medium.(repeat)
S   This is a medium.
Thanks. Where can I try it on?(repeat)

Пример 2. Disappearing phrases.
Преподаватель проходит первые этапы работы с диалогом,который написан на доске или whiteboard. Затем фокусируется на работы с отдельными диалогическими единствами. Он постепенно вытирает по слову,а студенты произносят эти слова по памяти.

 Пример 3.Find someone who…Задание коммуникативного характера,обеспечивающее дриллинг ключевых структур,необходимых для диалога. 
Цель задания отработать  Would you ever….?  Студенты ходят по классу и задают друг другу вопросы,содержащие данную структуру, а затем отчитываются преподавателю Ben said he would never go hang-gliding.

Пример 4. Переписывание диалога.

Student 1: Hello,what’s your name?
Student 2: My name is Juan.
Student 1: What is your nationality?
Student 2:I am Venezuelan.
Student 1: What is your job?
Student 2:I am a student.
Student 1: You speak English very well
Student 2:Thank you, but I would like to improve it.
  
 Задача студентов переписать диалог с изменениями: используя идиомы и фразовые глаголы , используя Indirect questions, используя разговорные выражения.
Таким образом студенты отработали диалогические единства в медленном темпе и теперь готовы переходить к беглому воспроизведению.

  В качестве опоры для создания своих диалогов давать flow digram



5. Использовать разнообразные коммуникативные задания- выделять отдельный урок для  работы с говорением, а также заканчивать работы с другими скиллами,такими как чтение,аудирование,грамматика заданием,направленным на развитие говорения студентов.
     Для развития навыков говорения  хорошо подходят визуальные образы,особенно способные вызвать эмоциональный отклик.
 Можно найти провокационные картинки и  попросить студентов прокомментировать, используя полезные фразы для выражения мнения, несогласия и т.д. Они могут быть заготовлены на доске или прописаны в чате.
 Ещё один способ так называемые  visual gaps. Необходимо  найти картинку,на которой люди выполняют действия и с помощью белых квадратов или прямоугольников закрыть частично картинки. Например,


    Классическим заданием для развития говорения является information gaps. Это обусловлено тем что в реальной жизни люди общаются чтобы обменяться информацией.Другие популярные задания Jigsaw activities,surveys и Roleplays.


Что почитать:
Практичные советы и примеры заданий можно найти у  Scott Thornbury How to Teach Speaking

О том как организовать работу на разговорном уроке J. Scrivener Learning Teaching  c.146-169

Очень много примеров как использовать картинки для развития говорения

Для развития микроскиллов,таким как дополнение своего сообщения, вежливая перемена темы,вежливое перебивание собеседника, аргументация своего мнения можно использовать материал из книги Conversation-Gambits-Real-English-Practices


Примеры заданий на говорение. Подойдёт для детей и подростков начальных уровней при  групповом обучении

Мотивирующие задания для низких уровней https://www.teachingenglish.org.uk/article/motivating-speaking-activities-lower-levels

Примеры коммуникативных заданий


Что посмотреть:
Как работать с  speaking skills and functional language.




Фрагмент разговорного урока по теме Gadgets




Комментариев нет:

Отправить комментарий